Любаша
15.04.2008 - 16:02
Восьмой Шаг
(по брошюре "Двенадцать Шагов в Ал-Аноне. Опыт выздоровления и вопросы для работы по Шагам")
Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить нанесённый им щерб
В Восьмом Шаге нам ставится новая задача и указывается конкретное направление в выполнении работы, необходимой для выздоровления. Наше конкретное задание – составить список людей, которым мы причинили зло. Вторая часть Восьмого Шага требует от нас преисполниться желанием возместить ущерб. Многие члены содружества сразу перескакивают на Девятый Шаг, не принимая в расчёт ту силу, которую можно почерпнуть в этом Шаге. Обретение ясного пути через желание открывает нам новый ориентир для продолжения нашего роста и выздоровления.
Многие члены Ал-Анона, завершив свой Четвёртый Шаг, уже имеют список людей, которым они причинили зло. Просматривание инвентаризационного списка, составленного нами при работе над Четвёртым Шагом, создаёт основу, на которую мы можем опереться. Возможно, нам уже приходилось писать о людях в нашей жизни, которым мы причинили зло. Когда мы обращаемся к прошлому, нам нелегко восстановить в памяти, кому мы причинили зло и какое именно наше действие вызвало боль у другого человека. Прорабатывая свои Четвёртый и Пятый Шаги, мы преодолели многочисленные препятствия и стали лучше себя понимать.
Как мне составить список? Одна женщина, член содружества, делясь, говорит, что ввела следующие заголовки для колонок:
человек, которому я причинила вред;
связь этого человека со мной;
причинившее вред действие;
основание для возмещения и моё желание.
После этого она перенесла туда имена из инвентаризационного списка её Четвёртого Шага и стала добавлять новые.
(продолжение следует)
Любаша
17.04.2008 - 11:48
Некоторые из нас начинают свой список с перечисления всех тех, относительно которых мы всё ещё чувствуем себя дискомфортно. Прибегая к помощи нашего спонсора или другого участника программы, либо делая это письменно, мы внимательно изучаем составленный список. Некоторые имена очевидны; мы знаем, что сделали что-то, от чего нам плохо или мы испытываем чувство вины. Другие имена требуют, чтобы мы предприняли усилия в поиске причин испытываемого нами дискомфорта. Возможно, окажутся и такие люди, которые на самом деле причинили вред нам, а не мы им. Если мы ещё обижаемся на них, нашему духовному покою лучше всего послужит, если мы их простим.
Некоторые из нас находят, что список бесконечен. Это может означать, что проблемой является наше чрезмерное чувство ответственности и мы причиняем вред только самим себе. Нас, членов содружества, поощряют включать себя в этот список первыми. Мы осознаём, что другие до нас прошли этот путь самопознания, и нас наполняет чувство благодарности к содружеству в целом и к знакомым членам этого содружества, которые испытывают по отношению к нам особую любовь, даже несмотря на то, что мы на данном этапе можем себя не любить.
После внимательного и досконального рассмотрения и изучения нашего списка мы готовы к тому, чтобы обратиться ко второй части Восьмого Шага – преисполниться желанием. Восьмой Шаг нацеливает нас на то, чтобы приступить к действию и продолжать попытки, пока мы желаем это делать. Если мы сохраняем фокус внимания на себе и на нашей части проблемы, независимо от того, составляет эта часть 5 % или 95 %, нам легче преисполниться желанием. Каким образом мы приобретаем это желание? Многие обращаются к молитве и размышлению. Другие опираются на опыт их спонсора или других членов Ал-Анона.
Прорабатывая каждый Шаг, члены Ал-Анона всё лучше осознают Силу, более могущественную, чем мы сами, а также право на выбор «Позволить событиям идти своим чередом и положиться на Бога» и возможность начать новое сотрудничество с этой Силой для нашего освобождения от прошлого. Можем ли мы начинать будущее, не выбросив мусор нашего прошлого? Многие на такой вопрос подчёркнуто ответили бы: «Нет!» Желая нести на себе груз полегче, мы начинаемнастраивать себя на веру в то, что этот Шаг действия будет совершаться под духовным руководством. Одна из членов содружества, делясь, рассказывает, что она давным-давно поняла: хорошо и правильно строить планы, но не планировать результат. То же самое и с Восьмым Шагом – нас просят только преисполниться желанием возместить ущерб.
Некоторые группируют свой список по категориям в меру желания. Первыми в список включаются те, о которых мы можем сказать: «Да, я хочу возместить ущерб». Во вторую категорию попадают те, возместить ущерб которым мы, возможно, захотим. Третья категория – это те, относительно которых мы всё ещё хотим сказать: «Никоим образом!» Наше желание возместить ущерб начинается с категории «да» и по мере наращивания нашей духовной силы переносится на остальных людей в списке. Когда мы чувствуем, что упёрлись в препятствие, мы молимся о даровании нам желания. Иногда нам нужно молиться о желании желать.
Некоторые из людей в нашем списке также навредили нам. Разве они по праву входят в этот список? Мы могли поместить их в список «никогда» и находим, что испытываем сложность в том, чтобы преисполниться желанием возместить им ущерб. В этом случае вполне возможно, что с помощью нашего спонсора мы в состоянии «позволить событиям идти своим чередом и положиться на Бога», продолжая молиться о желании возместить ущерб.
В семейной жизни, протекающей рядом с болезнью алкоголизма, реакции родителя непьющего на родителя пьющего могут наносить вред их детям. Как непьющие родители мы можем считать наше поведение оправданным, хотя наши слова и действия были пагубными. Возможно, трудно осознать эти действия, но принять ответственность за них необходимо. Они заслуживают нашего желания обдумать их по мере того, как мы работаем по программе день за днём.
Некоторые из тех, кому мы навредили, могли в свою очередь навредить нам. Ожидание возмещения другим человеком нанесённого нам ущерба только создаёт преграду на пути нашего собственного выздоровления и удерживает нас от того, чтобы преисполниться желанием. «Мы редко признаём, что источником наших несбывшихся надежд является то, что мы слишком много ожидаем от других, считая, по своему разумению, что им следует быть такими-то, говорить так-то, давать нам или делать то-то» («День за днём в Ал-Аноне», стр. 217). Наша задача – увидеть нашу роль. Мы не можем взять инвентаризационный список другого человека и сделать за него Восьмой Шаг. Удерживая фокус внимания на себе, мы опять задаёмся вопросом: а испытываем ли мы желание?
Очень важно использовать все средства, которые имеются у нас в наличии. Мы делимся своим списком и говорим о нашем желании с нашим спонсором; мы посещаем собрания Ал-Анона, чтобы напомнить себе, что мы начинаем вести себя здравым образом в ответ на сильную и коварную семейную болезнь. По крайней мере мы делаем что-то с нашим участием в общей картине протекания болезни. Посещение собраний и беседы с новичками помогают нам увидеть, как далеко мы продвинулись. Молитвы поддерживают нас в сознательном контакте с Богом, как мы понимаем Его, и помогают нам принимать и прощать себя.
Пока мы не начнём принимать тех, кто навредил нам, такими, какие они есть, Задача преисполниться желанием возместить ущерб будет очень трудной. Восьмой Шаг напоминает нам, что только мы сами можем открыть двери нашего прошлого и выйти наружу. Теперь наш список полон и мы желаем. Мы просим мужества и помним, что на самом деле нам не нужно хотеть или испытывать влечение сделать что-то, чтобы пожелать сделать это. Желание – это всё, что от нас требуется. При наличии желания и возрастающего стремления выздоравливать в нашей жизни мы обращаемся к нашей Высшей Силе с просьбой помочь нам перейти к Девятому Шагу.
(продолжение следует)
Любаша
22.04.2008 - 07:27
Члены Ал-Анона Делятся опытом, силой и надеждой
Я ПОЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ В ПАНИКЕ ПЕРЕД ВОСЬМЫМ ШАГОМ
Когда я пришла в Ал-Анон, мне казалось, что в любом деле промах бывает чёрным или белым, означая всё или ничего. На начальном этапе, узнавая больше о болезни алкоголизма, я легко сваливала вину за всё на одного алкоголика. Постепенно я училась брать ответственность за свою собственную роль в ситуации.
После ряда лет работы над инвентаризацией по Четвёртому Шагу я наконец сделала Пятый Шаг. Я размышляла и молилась при прохождении Шестого и Седьмого Шагов, пока не обнаружила себя перед Восьмым Шагом. Я помнила, как периодически то прорабатывала свой Четвёртый Шаг, то откладывала работу над ним, потому что побаивалась Пятого Шага. Теперь я почувствовала себя в панике перед Восьмым Шагом, так как боялась встретиться с людьми, которым я нанесла ущерб.
Хотя я слышала: «Делайте шаг за шагом, порядок их следования оправдан», - страх переполнял меня. Я была не в состоянии составить список. Мой спонсор предложила мне представить себе лестницу, в которой все ступени имеют совершенно одинаковую высоту. Для того чтобы взобраться на каждую ступень, требуется проявить одинаковые усилия и готовность. Она напомнила мне, что я могу стоять на ступени Восьмого Шага столько, сколько захочу. Она сказала, что составить список всех тех людей, кому я нанесла ущерб, и преисполниться желанием возместить этот ущерб не означает ещё, что я должна сразу приступить к возмещению.
Сказанное моим спонсором помогло мне составить список. Я включила в него членов семьи, сослуживцев, друзей, многих людей, игравших важную роль в моей жизни. Я сходила на собрание, посвящённое Восьмому Шагу, и услышала, как одна женщина поделилась тем, что она поставила себя первой в своём списке. Дома эта мысль поразила меня. Сколько раз я изводила себя за дела, которые были не моими промахами? В итоге я добавила себя к своему списку Восьмого Шага.
Составив список, я приступила к работе над второй частью Восьмого Шага. Я осознала, что мне не нужно решать, каким образом возмещать ущерб. Всё, что от меня требовалось, это преисполниться желанием. Я чувствовала желание возмещать ущерб одним людям в большей степени, чем другим. Но Шаг говорил «преисполнились желанием» и тем самым давал время и возможность развиться моему желанию. Молитва, размышления и письменная работа очень помогли мне. Восьмой Шаг позволил мне свободно признать мои изъяны и продвинуться вперёд. Я простила себя. Восьмой Шаг освободил меня от груза чувства вины, который я несла на себе так много лет.
(продолжение следует)