(часть 1)
"Ради Господа, пролившего за нас кровь Свою, должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву, которая может помочь им".
Священномученик Владимир Богоявленский
«Кто умеет делать добро, и не делает – тому грех»
(Иак. 4, 17).
По вагону метро проходила женщина, похоже, цыганка. Она просила милостыню, держа в руках фотографию ребенка и справку о его болезни. В женщине было что-то явно наигранное. Решив, что, дав ей денег, поддержу мошенничество, я ничего ей не дал. Ничего не дали ей и другие люди, очевидно ощущая то же, что и я. Позже меня одолели сомнения. А что, если ребенок действительно умирает, а мы не помогли? Как сделать так, чтобы, пытаясь помочь, мы нечаянно не обогащали жуликов? Много ли мы знаем таких надежных, действенных способов? Не так давно мне открылся один из них. Финансовых затрат не требуется, только живое участие. Я на практике убедился, что способ работает.
Кому же из тех, кто на самом деле нуждается в помощи, мы действительно можем помочь? Я бы хотел поговорить о тех людях, которые страдают и гибнут от наркотиков. Таких людей очень много. Возможно, среди наших друзей и близких таких нет. Это не важно. Именно мы, если захотим, можем помочь таким, даже незнакомым нам людям. Способ есть. Эти незнакомые нам люди нуждаются в нашей помощи. Трагично то, что, прежде чем умереть физически, они нередко деградируют морально и совершают множество грехов, порой тяжких. Все чаще наркотики сейчас начинают употреблять уже в школьные годы, и с каждым годом ситуация ухудшается. Глядя на играющих во дворе детей, представить трудно, что судьбы многих из них будут покалечены из-за того, что они окажутся в плену наркотической или алкогольной зависимости, и кто-то из них погибнет по этой причине. Но такова реальность. И статус «ребенка из благополучной семьи» вовсе не исключает возможности его попадания в этот плен.
Наркотиков становится всё больше; их употребление школьниками и студентами ВУЗов становится нормой жизни. Появляются новые, страшные, всё более доступные. Всё большее число подростков начинают употреблять их. Специалисты дают пугающие прогнозы на будущее. Вы что-нибудь слышали о таком наркотике, как «крокодил» (дезоморфин)? Возможно вы еще не слышали, но это уже жестокая реалия сегодняшнего дня, от которой каждый день умирают люди.
Существует целая отрасль медицины – наркология, в которой задействовано множество специалистов. И, тем не менее, большинство наркоманов снова и снова возвращаются к тем же докторам с тем же диагнозом, и с каждым разом у наркозависимых и их родных остается всё меньше надежды на исцеление. Если у нас не получается решить проблему, не может ли это происходить потому, что мы подходим к ней не с той стороны, пытаемся лечить последствия и игнорируем или не видим её истинную причину? Если специалисты наркологи не справляются с решением этой проблемы в обществе, кто же может помочь? Ответ прост. Мы можем. Любой из нас. И тогда логичен вопрос: а что же можно сделать, чтобы помочь нашим (и не только нашим) детям, племянникам, будущим внукам и даже правнукам не попасть в эту беду? Оказывается, что-то можно. При этом мы также можем помочь и незнакомым нам взрослым и детям, уже имеющим эту проблему. Для этого нам вовсе не нужно быть наркологами.
Хочу еще раз подчеркнуть, что в этой статье я не обращаюсь исключительно к тем людям, чьи близкие страдают от наркотиков. Есть ли у нас такие знакомые или нет, не имеет значения. Я говорю не только и не столько о помощи нашим близким, но больше о помощи ближнему вообще, то есть и о помощи людям, которых мы, пока еще, возможно, не знаем, но которые нуждаются или будут нуждаться в нашей помощи. Мы действительно можем помочь и им! Это проверено на практике. Поэтому я обращаюсь ко всем неравнодушным к чужой беде людям, в первую очередь к моим братьям и сестрам во Христе.
И что же нам нужно для того, чтобы мы смогли оказывать такую помощь? - Две вещи: необходимо желание помочь ближнему и, конечно, нужно знать, как. О том, как можно это сделать, я и собираюсь рассказать.
Итак, надо понимать причину… С чего начинают школьники? Наверное, не сразу с героина, кокаина, или «крокодила», правда? Всегда есть стартовый наркотик, более «легкий» и доступный для первой пробы, и всегда есть люди, пробуждающие интерес к нему у детей и подростков. С такого более доступного наркотика начинали, часто еще в подростковом возрасте, большинство умирающих сегодня, тяжело больных наркоманов последних стадий. На этот стартовый наркотик не всегда обращают должное внимания, т.к, на первый взгляд, он не кажется очень опасным. В этом и беда. Те, у кого появляется такая иллюзия безопасности, начинают его употреблять. Сначала очень аккуратно… Считают, что в умеренных дозах можно… А в результате мы имеем эту трагедию. С моей точки зрения, если мы поможем людям избавиться от этих иллюзий, это будет ключом к решению проблемы. Я имею в виду иллюзию безопасности употребления некоторых наркотиков в умеренных дозах. Ложь – язык дьявола. Избавление от лжи и иллюзий – духовный вопрос, не так ли?
Можно ли решить духовную проблему медицинскими средствами?
Эту заразную иллюзию безвредности умеренных доз распространяют определенные люди. Вряд ли дети рождаются наркоманами. От кого приходит к ним желание попробовать наркотик? Может, от злодеев, которые умышленно растлевают детей и творят зло? Поверьте, это не так. Соблазн приходит не от злоумышленников, но от людей, которые просто не осознают происходящего. Не осознают, потому что имеют ту самую иллюзию, о которой я только что говорил.
Обычно, это симпатичные люди, которые изящно и со вкусом, без каких-либо видимых осложнений, употребляют изредка немного наркотика для того, чтобы приятно провести время. Они хорошо выглядят, красиво одеваются... И они утверждают, что это им никак не мешает жить, а скорее наоборот, всё у них отлично. И, действительно, они кажутся вполне успешными людьми, умеющими радоваться жизни. Именно потому их пример так соблазнителен. Они уверены, что получают удовольствие, не причиняя себе зла, поэтому они не склонны думать, что это может быть вредно другим. Так устроен человек. Стоит ли винить их в этом? Они считают, что каждый имеет право развлекаться и употреблять то, что ему нравится, главное делать это в разумных пределах. Многие из тех, кто курит марихуану, говорят, что употребление её в умеренных дозах совершенно безвредно, а иногда даже полезно. Они также могут сказать, что даже сахар и соль вредны, если употреблять их без меры, поэтому стоит ли так уж критично относиться к их курению марихуаны? Что бы вы ответили им на это?
Откуда я знаю о том, что они говорят и думают? Дело в том, что я сам когда-то употреблял наркотики. Одни психотропные вещества мы с друзьями с удовольствием вдыхали, другие проглатывали. Иногда употребляли «легкий» наркотик, а иногда сильнодействующий, и приглашали к употреблению других, не видя в этом ничего плохого. Мы ведь просто развлекались и считали, что от жизни нужно уметь получать удовольствие и таким способом тоже, но делать это нужно в меру. Мы нередко высказывали вслух подобные взгляды, и, как правило, никто не пытался переубедить нас. Может в этом все дело? Нам, бывает, и в голову не придет, что мы не правы, пока кто-то нам не подскажет. Некоторым, людям, удается очень аккуратно нюхать кокаин. И они делают это годами. И утверждают, при этом, что не злоупотребляют. Видимо, им как-то так повезло с генами, что они держат употребление под контролем. Здесь возникает вопрос. Нужно ли что-то говорить таким людям, считающим умеренное употребление наркотиков своим личным и вполне безобидным делом? И имеем ли мы моральное право говорить им об этом? Как вы думаете? Как, например, следует вести себя, узнав, что к школе, где учатся ваши дети, какие-то ребята постарше приносят гашиш, чтобы угостить своих друзей школьников? Или если, скажем, кто-то из ваших гостей принес бы к вам домой такие «легкие» наркотики, как экстази или марихуану, и собрался при ваших детях употреблять их, какова была бы ваша реакция? Стоит ли обижать друзей жёстким запретом на такое наркотическое удовольствие? Ведь они аккуратные люди и не собираются злоупотреблять. Они вам справедливо скажут, что ваши дети и без них, всё равно, узнают о наркотиках… Поверьте, это не праздный вопрос, а вполне реальная ситуация. Как бы вы себя повели в таком случае?
Можно услышать от людей, употребляющих наркотик, что даже в Библии на это нет никакого запрета. Что бы вы ответили им? Если некоторые из них при этом считают себя христианами, что мы можем сказать им, исходя из христианских соображений?
Что вы думаете о тех любителях аккуратного употребления наркотика, которые вот уже в течение нескольких лет периодически и с удовольствием употребляют, скажем кокаин, или марихуану, но не очень часто, и им удается избегать передозировки? Они уже имеют наркотическую зависимость, пусть даже какой-то самой начальной, скрытой стадии, или они абсолютно здоровые люди?
Если вы считаете, что христианам не следует употреблять ни экстази, ни марихуану, ни другие, более сильнодействующие наркотики, даже в небольших дозах, то почему?
Пожалуйста, запомните свои ответы, я бы хотел вернуться к ним через некоторое время.
Я, конечно, расскажу о том, какой именно наркотик, согласно современным исследованиям, является стартовым, не попробовав который, обычно не начинают употреблять ни кокаин, ни героин, ни «крокодил», но сейчас хочу сказать еще несколько слов о сильнодействующих ядовитых наркотиках. Знаете, какой из них, по мнению многих ученых, является самым вредоносным и убийственным для современного общества? Он не только отравляет и убивает тело, но и нарушает психику, меняет личность и толкает людей к различным грехам и преступлениям. Немало серьезных исследователей считают, что многим народам уже грозит деградация и вымирание из-за употребления именно этого наркотика. Попадание в организм родителя даже небольших его доз часто приводит к рождению нездорового ребенка. И, хотя, далеко не все об этом знают, и не все задумываются, но, тем не менее, есть прямая связь его употребления со значительной долей убийств и огромным количеством ежедневных смертей, даже в масштабах моего города.
(часть-2)
Какой же наркотик убивает больше всего людей? Анаша? Кокаин? Героин? «Крокодил»? Вы, возможно, уже понимаете, о чем идет речь. С ним в нашей стране также связано рождение большинства детей с отклонениями. Для того чтобы понять это, не обязательно читать научную литературу, нужно лишь внимательно посмотреть вокруг. Подумайте о своих знакомых, соседях, родственниках... От какого наркотика чаще страдают семьи?
Об этом можно найти много информации в Интернете. Например, вот на этом серьезном сайте журнала The Lancet – одного из наиболее известных и авторитетных медицинских изданий мира: http://www.thelancet.com/journals/lancet/a...1462-6/fulltext или на другом сайте здесь: http://www.medicalnewstoday.com/articles/206300.php , правда, оба сайта на английском. Если нет желания переводить, то о приблизительном смысле того, что там написано, можно прочитать на русском здесь: http://health.passion.ru/novosti-zdorovya/...-narkotikov.htm
Итак, согласно современным научным исследованиям и статистике, наркотиком-убийцей №1 сейчас, вне всяких сомнений, является алкоголь.
Взять, к примеру, моих родственников. Кое-кто из них в прошлом употреблял героин, но, к счастью, не погиб, так как удалось остановиться. Разрушил семьи и унес жизни многих моих близких другой наркотик – алкоголь. Любимые мной люди погибали у меня на глазах от алкоголизма. От него умерли мой дядя и моя тетя. До сих пор не укладывается в голове, как одна из наших родственниц, совсем еще молодая женщина, оказалась так одурманена вином, что решила сделать петлю из веревки, и ее маленькая дочурка осталась без мамы. У меня был двоюродный брат, на несколько лет младше меня, спортсмен, добрейший парень, умный, с прекрасным чувством юмора. Мы росли вместе. Я всегда любил его. Заметив его увлечение вином, я не раз пытался призвать его к здравому смыслу. Много думал об этом, готовился к таким разговорам, но слова мои на него не действовали. Выслушав меня, он обычно снисходительно улыбался, уверял, что у него всё под контролем и, если надо будет, он остановится. Он потерял здоровье, работу, семью. Помочь ему никак не удавалось. Я что-то делал не так, но не понимал, что именно. Он так и не остановился. Его давно уже нет. Я был свидетелем и многих других алкогольных трагедий, но боюсь, если попытаюсь рассказать обо всех, получится слишком длинная статья.
То, что произошло с моими близкими, к сожалению не исключение из правила. Это стало обычным явлением нашей жизни. Ученые считают это одной из главных причин нашего вымирания.
Проблемы связанные с употреблением алкоголя не раз обсуждались на официальном всероссийском уровне.
В декабре 1909 года в Петербурге открылся I Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, в котором участвовал академик Владимир Михайлович Бехтерев.
На съезде единодушно признали вред даже очень малых доз алкоголя при умеренном его употреблении. То есть ни о каком безобидном или безвредном умеренном употреблении алкоголя не может быть и речи. Участники съезда пришли к выводу, что, для успеха в решении проблемы алкоголизма, необходимо распространять и утверждать в обществе принцип полного воздержания от употребления спиртных напитков, что было зафиксировано в принятом на съезде постановлении.
В 1912 году состоялся II Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, в котором значительное количество участников, было представителями духовенства. Почетным председателем съезда был избран митрополит Киевский, Владимир (Богоявленский). На этом съезде также говорилось о необходимости утверждения и распространения трезвости. Христиане призывались подавать пример личной трезвости и полного воздержания от употребления алкоголя.
То есть, не работа с пьяницами и алкоголиками, не уменьшение употребления алкоголя отдельными людьми, ни в коем случае не призывы к умеренности употребления, а именно личный пример полной трезвости и распространение идеалов трезвости в обществе было признано самой действенной мерой в борьбе с алкоголизмом.
Есть ли какие либо современные, документально подтвержденные, высказывания Русской Православной церкви по вопросу употребления спиртного, обращенные к христианам? – Оказывается есть.
Приведу отрывок из концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода 25/06/2014: «Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви – возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни…» Интересно то, что нас, христиан, призывают не к умеренности, а к полной трезвости! Призывают относиться к трезвости, как к нравственной ценности! И это официальный документ Русской Православной Церкви, принятый Священным Синодом.
Можно ознакомиться с этим документом на сайте: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html
А что думают по этому поводу сами христиане? Одни поддерживают призыв церкви «БЫТЬ ПРИМЕРОМ ТРЕЗВОЙ ЖИЗНИ», обращенный к каждому из нас, и полностью отказываются от спиртного. Другие говорят, что выпить немного вина не только можно, а порой и нужно, главное знать меру, время и место, говорят, что оно «веселит сердце», что не в вине беда, а в невоздержанности и пьянстве. И что в Библии нет запрета на вино. Может, правы и те и другие, и нам, не впадая в крайности, стоит найти компромисс? Ведь действительно, может, не в вине зло, а в том, как некоторые люди его используют?
Чтобы понять это, давайте попробуем ответить на вопрос... Почему раньше наши далекие предки не деградировали и не вымирали от винопития, как это происходит сейчас с нами? Ведь и ветхозаветные люди пили вино. Что изменилось? Изменилось всё, что касается вина. Изменился мир, культура, изменилось вино, и даже цель и способ его употребления. Конечно, никакие наркотики, в том числе и алкоголь, сами по себе не являются злом, если их не использовать для достижения наркотического опьянения. Героин и опиум когда-то использовали в медицине, а вино для консервации воды. Во времена Христа в иудейском обществе вино употребляли в сильно разбавленном водой виде. Любое опьянение считалось предосудительным. Вино не принято было использовать с целью опьянения, то есть в наркотических целях, тем более в неразбавленном виде. Существовала культура трезвости.
Сейчас всё иначе. Прежде всего, сама цель употребления вина иная. Ради чего СОВРЕМЕННЫЕ люди пьют спиртное на праздник? Можно, конечно, сказать себе, что нравится вкус виски, коньяка, или шампанского, что это просто традиция поднимать бокалы и чокаться, но… Существуют, так называемые, «безалкогольные» пиво, шампанское, красное и белое вино. Хотя, в действительности, во всех этих «безалкогольных» напитках всё-таки присутствует алкоголь, просто в меньшей концентрации. Покупают ли их люди в таком же массовом количестве? Конечно, нет! Попросите у продавца в местном магазине бутылочку красного полусухого французского безалкогольного вина. Вероятно, он справедливо удивится вашему запросу. Такое вино мало где продается, потому что на него нет спроса. А почему? Не потому ли, что оно похоже на ветхозаветное разбавленное вино и не вызывает ярко выраженного наркотического эффекта, то есть чувства эйфории, опьянения? Мир изменился. Посмотрим же правде в глаза. Согласно статистическим данным и научным исследованиям, из всех наркотиков алкоголь сейчас наносит наибольший вред человечеству. Современные неразбавленные алкогольные напитки – ядовитый наркотик, вредный, даже в небольших дозах, и это признано всеми ведущими в этой области учеными современного мира.
Причем, факт этот признавали также и выдающиеся ученые начала ХХ века. На XI Пироговском совещании русских врачей в 1915 году алкоголь был признан наркотическим ядом: «Алкоголь не может быть отнесён к питательным средствам, с чем необходимо ознакомить население».
Доктор медицины А.Л. Мендельсон в «Учебнике трезвости», изданном в 1913 г. в Санкт-Петербурге писал: «Алкоголь нельзя считать пищевым продуктом в обычном смысле этого слова. Это яд для нервной системы, относимый к числу наркотических веществ: он, впрочем, не только парализует мозг, но действует губительно и на внутренние органы. Безвредной дозы пива, вина или водки наука указать не в состоянии». И далее: «Никто на самом деле в них не нуждается… Только полное воздержание от спиртных напитков – надёжная защита от возможного алкоголизма и всех его последствий».
Такие знаменитые ученые того времени, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, Ф.Ф. Эрисман и многие другие говорили о вреде алкоголя в любых дозах.
А что говорил об алкоголе бесстрастным сухим слогом ГОСТ СССР? «Алкоголь – этиловый спирт – это легко воспламеняющаяся жидкость, бесцветная, с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам» (утверждён и введён в действие Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 16 марта 1982 года. № 1053 ГОСТ 5964-82). Примерно такого же содержания был и предыдущий ГОСТ 1972 года на этиловый спирт.
К сожалению, от нас тщательно скрывали содержание этих ГОСТов.
Большая советская энциклопедия (т. 2, с. 116) сообщает: «Алкоголь относится к наркотическим ядам».
Можно ли говорить о «культурном» употреблении сильнодействующего наркотического яда? Обратите внимание на то, что попытки оправдать умеренное употребление героина, алкоголя или кокаина мы слышим, в основном, от людей, уже употребляющих эти наркотики. То есть от тех, чье сознание уже подверглось изменениям под влиянием этих наркотических ядов.
Так для чего же люди выпивают, если известно, что принятых в современном обществе безвредных доз спиртных напитков не существует? Почему никому и в голову не придет выпить по столовой ложке сухого вина, или по одной чайной ложке виски? Потому что этого недостаточно для достижения наркотического эффекта. Пьют, чтобы «развязался язык», чтобы стало «весело», то есть ради наркотического изменения сознания, а вовсе не ради вкуса. Разве христианам следует искать развлечений в одурманивании себя даже такими относительно легкими наркотиками, как гашиш, марихуана, экстази?
Ведь ясно, что не стоит, правда?
А такими сильнодействующими ядовитыми наркотиками, как кокаин или неразбавленный алкоголь?
Особенно алкоголь! Он один, согласно статистике, убивает намного больше людей, чем героин, спайс, кокаин, «крокодил» и все остальные запрещенные наркотики вместе взятые! Но нам трудно признать это, и хочется сказать, что алкоголь – это совсем другое… Это, мол, не так страшно. Почему мы не замечаем, что лжем себе? Не потому ли, что сильнодействующий наркотик-алкоголь стал нашим идолом от которого нам трудно отказаться?
Что бы мы ни употребляли в качестве «развлекательных» наркотиков, будь это кокаин, алкоголь, или героин - это, с моей точки зрения, противоречит самому духу христианства, а употребление их «в меру» – нонсенс. В Библии опьянение всегда осуждается.
Когда-то я полагал, что выпить немного вина не повредит, если делать это нечасто и «в меру». Эта иллюзия как раз и обрекала на неудачу мои попытки помочь близким. Христос сказал: «и познаете истину и истина сделает вас свободными». Но если я сам не был свободен и жил во лжи, употребляя «в меру» ядовитый наркотик, в виде бокала вина, и считая это нормой жизни, как же я мог помочь кому-то освободиться от этого наркотика? Я не догадывался, что мои выпивки «в меру» были бревном в моем глазу, не вынув которое, я не мог помочь своему брату, алкоголику.
Теоретически, если бы всё у нас сейчас было не так трагично, можно было бы рассматривать разбавление вина и пива водой до одного, максимум полутора градусов, и тогда уже говорить о возможности выпивать в меру и не часто. Но это не сработает, так как все мы уже слишком глубоко завязли в этой беде. Тонем. В условиях современной алкотрагедии можно пить только доброе вино, то есть сок. Ведь на древнегреческом и древнееврейском языках, как виноградный сок, так и вино назывались словами, которые в последствии были переведены как «вино». Очень авторитетные специалисты, изучавшие этот вопрос, утверждают, что как во времена Ветхого Завета, так и в первые века христианства, наличие алкоголя в вине рассматривалось как отрицательное явление, как недостаток. Поэтому в случаях, когда слово «вино» в Библии употребляется в положительном контексте, чаще всего имеется в виду неперебродивший виноградный сок, который нередко называли тогда добрым вином. Так почему бы и нам не пить это доброе вино, в котором нет алкоголя? Зачем христианам наркотик? Ведь можно веселить сердце лучшим «вином» – чистым, неперебродившим виноградным или любым другим соком. А наркотик-алкоголь не может веселить сердце. Он дает лишь иллюзию веселья, наркотическое опьянение – греховное состояние.
Сами того осознавая, мы ищем в алкоголе, как и в любых других наркотиках, радость плоти. Но теряем при этом гармонию с Богом. Даже от небольшой дозы алкоголя теряем ее! Плоть начинает торжествовать над духом. Сомневаетесь?
Почему же тогда мы не выпиваем полбокала шампанского перед молитвой? Или стакан пива? В Библии дан ясный ответ на этот вопрос. – Потому что, выпив даже немного спиртного, мы не будем в состоянии отличать чистое от нечистого, святое от не святого. Разве это не следует воспринимать нам, христианам, как прямой запрет на употребление любых спиртных напитков? Разве мы не всегда должны стремиться отличать святое от не святого?
Но мне кажется, самое страшное даже не в том, что мы употребляем это наркотик, а в том, что пытаясь оправдать себя, нечаянно заражаемся от мира сего ложью, что, якобы, употреблять этот наркотик «в меру» не грешно. Если произносим эту ложь, мы непроизвольно заражаем ей и ближних наших. И горе нам, через которых соблазн приходит.
Глубоко верующий христианин, Федор Михайлович Достоевский писал о таком вине: «Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его…». А что бы он написал о винопитии сейчас, увидев, что уже есть деревни, где мужское население полностью вымерло из-за пристрастия к алкоголю, и там сейчас живут одни женщины. Мы вымираем.
Любимое оружие дьявола – ложь. От нее и вымираем. От нее гибнет наш ближний.
Нас убивают иллюзии, распространенные в нашем обществе. Или, говоря проще, ложь, к которой мы с детства привыкли и потому не замечаем ее. Я регулярно общаюсь по скайпу с моими собратьями, алкоголиками, пытаюсь помочь им. Они очень откровенно рассказывают мне о своих покалеченных судьбах. Рассказывают о том, что провоцирует их на срыв. Для меня становится всё более очевидным, что именно высказываемые вслух заблуждения, такие как «немножко не повредит» и «главное – меру знать, и тогда всё будет хорошо», являются самым коварным дьявольским соблазном для ближнего. Или еще: "Нормальным здоровым людям выпить в меру не грешно". Это ложь. Употреблять наркотик всегда грешно. Это изменяет сознание и уводит нас от Бога. Это соблазн ближним... Я, как раз, родился здоровым и нормальным. Но купился на эту ложь. Именно на эту приманку попался когда-то не я один, многие попадаются. Они не раз говорили мне об этом. Никто из них не поверил бы призыву «пей для здоровья ежедневно литр водки, и будет тебе счастье», поскольку абсурдность такого заявления очевидна. Но когда «умеренно» выпивающие люди, не ведая, что творят, говорят во всеуслышание что-нибудь оправдательное, например, «выпить не грешно, главное в меру» – вот где соблазн! Это ли не от лукавого? Если мы произносим подобные фразы, значит мы сами уже больны, мы заражены ложью и распространяем ее на других, в угоду дьяволу. Ведь именно такие речи уже соблазнили и погубили миллионы, и продолжают губить наш народ, потому что мера эта, со временем, у многих станет безмерной.
Вот что писал по этому поводу Лев Толстой: «Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных и уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им».
Если это было актуально тогда, во времена Льва Толстого, когда всё было вовсе не так страшно, как сейчас, и потребление алкоголя на душу населения было во много раз меньше, то теперь, когда мы гибнем от вина, об этом пора кричать с крыш. Да, соблазн несут именно почтенные и уважаемые люди, выпивающие «культурно» и очень «умеренно». Только они.
Грешно ли выпивать «в меру»? Иисус говорил: «…горе тому человеку, через кого соблазн приходит…» (Мф. 18:7). Если мы выпиваем «в меру», именно через нас обязательно приходит соблазн, хотим мы этого или нет. Особенно, если мы еще и оправдываем себя, говоря, что в этом нет ничего страшного.
В таком случае мы обманываем сами себя и других. На самом деле это страшно. Сейчас, когда в одной только нашей стране употребление ядовитого наркотика – алкоголя уносит около 2000 людских душ каждый день, это особенно страшно. Все они хотели когда-то выпивать «в меру».
Но у них не получилось. Недаром наш великий святой чудотворец, Иоанн Кронштадтский, называл алкоголь пойлом сатаны.
Один православный христианин-трезвенник сказал нам, что выпивать спиртное в России в наше время – это всё равно, что закуривать на бензоколонке. Разве можно с ним не согласиться?
Но если вы настолько пристрастились к алкогольному яду, что уже не в силах удержаться от бокала (или рюмочки) на праздник, то постарайтесь хотя бы не искать себе оправданий и не произносить вслух заблуждения, что «немножко не повредит». Говоря так, вы, сами того не понимая, несете соблазн. Обязательно повредит! И вам и, особенно, вашим ближним. Отец лжи – дьявол. Не работайте на него.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что чем ближе человек ко Христу, тем естественнее для него радоваться жизни без каких-либо наркотиков, в том числе и сильнодействующего наркотика – алкоголя. А многие из тех, кто действительно стремится уподобиться Христу, естественно, даже и не думают о выпивке. Им спиртного не нужно вовсе. Ни по каким праздникам. Они Небесным Вином насыщаются. Таких христиан и раньше было много. Примером тому являются преподобные отцы… Выпивали ли они на праздник хотя бы глоток вина, сказав себе, что немножко не возбраняется? Насколько я знаю, такие случаи среди них не известны. Но зато хорошо известны трезвенники! Почему они были абсолютными трезвенниками, а мы нет? Может потому, что мы не настолько хорошо, как преподобные отцы, понимаем, что именно угодно Богу? Думаю, если бы мы так же хорошо как они умели отличать добро от зла, никто из нас по праздникам не наполнял бы бокалы наркотическим ядом, убивающим ближнего.
Предвижу, что любители спиртного, чтобы отстоять свои пристрастия, начнут приводить свое понимание и толкование цитат из Библии о якобы полезных свойствах вина, стараясь игнорировать современные, научно и статистически обоснованные данные о влиянии современного алкоголя на нас. Кто-то выскажет гипотезу о том, что, якобы, Иисус в Кане Галилейской превратил воду в алкогольное вино. Но есть сейчас и было раньше немало авторитетных священнослужителей и богословов, в том числе и православных, которые приводят веские аргументы в пользу того, что это вино не было алкогольным. Существуют разные мнения и различные толкования этих мест в Священном писании, но нет нужды входить в теологический диспут. В любом случае, как я уже говорил, мир был иной, иные обычаи, иное, некрепленое, сильно разбавленное водой вино, которое не принято было употреблять в наркотических целях, как это делается сейчас. Была культура трезвости.
Полагаю, ответ на вопрос, кого нам следует слушать, кто прав в разногласиях между сторонниками и противниками «культурного» пития по праздникам, в условиях современного мира, мы можем найти в словах Господа нашего, Иисуса Христа. А именно, в Евангелии, в 7 главе от Матфея:
« 15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые».
Кто же принес добрые плоды, спасая людей, гибнущих в вине? За кем нам следовать?
(часть-3)
Таких людей немало. Например, выдающийся швейцарский ученый и общественный деятель, Август Форель. Он был энтомолог, невропатолог и психиатр. Занимался также изучением воздействия алкоголя на человека. Его именем были названы клиники в различных странах. Была такая и в нашем городе когда-то. Он много сделал для науки, для общества, и в том числе спас множество гибнущих от алкоголизма людей. Судя по его плодам, он дерево доброе, истинный пророк во всем, что касается алкогольного вопроса. Он считал саму идею «умеренного» употребления причиной алкогольной трагедии общества.
Форель писал: «Каждый алкогольный напиток, в том числе перебродивший, как, например, вино, пиво или фруктовое вино, является ядом».
«Сама привычка к «умеренному» питию замедляет и тормозит любую духовную работу…»
«Алкоголь портит зародышевые клетки пьющих мужчин и женщин, в результате их потомство более или менее вырождается…»
«Все опьяненные индивидуумы начинают с умеренного потребления наркотика и, таким образом, рекрутируются из рядов умеренно пьющих».
«Каждый, кто пьет алкоголь умеренно, соблазняет (бессознательно) часть своих более слабых сограждан делать то же самое. Тем самым он делает себя совиновным в алкоголизации народа…»
«Все те, кто призывает к умеренному потреблению алкоголя, опиума и т.д., – это не просто нечаянные соблазнители тех, кто борется с искушением, они также являются исключительным источником, если не сказать яичником алкоголизма».
«Алкогольный вопрос вкратце может быть сведен к следующему. Если с помощью взмаха волшебной палочки устранить всех пьяниц страны, то через несколько лет они заместятся новыми. Действительно, каждый год умирает очень большое число пьяниц, но при этом их общее число не сокращается. Представим, напротив, что в той же самой стране все умеренно пьющие люди внезапно превратились в пожизненных трезвенников – через несколько лет там больше не будет появляться ни одного пьяницы…»
Сначала, еще в те времена, когда Форель иногда позволял себе выпить немного спиртного, он не мог понять, почему ему никак не удавалось лечить алкоголиков, как он ни старался. Один христианин, успешно помогавший пьющим людям обрести трезвость, подсказал ему, что для этого необходимо сначала убрать бревно из своего глаза, то есть стать трезвенником самому, иначе ничего не выйдет. Форель послушал его совета, полностью и навсегда отрекся от употребления алкогольных напитков, и ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО все изменилось, и... ему действительно удалось помочь огромному количеству страждущих избавиться от алкоголизма.
Более века назад много сделали для отрезвления общества замечательные христиане: ученый и педагог, Сергей Александрович Рачинский, и священник Александр Рождественский, каждый из которых помог вырваться из алкогольных сетей дьявола и прийти к трезвости и ко Христу десяткам тысяч людей. Как вы, конечно же, можете догадаться, и тот и другой были трезвенники. Смогли бы они помочь кому-то из пьяниц прийти ко спасению, если бы позволяли себе выпить на праздник чуть-чуть вина? Они ответили на этот вопрос сами.
Думаю, к мнению этих апостолов трезвости, приносивших такое великое множество добрых плодов, стоит прислушаться. В письме, адресованном 21 декабря 1890 года студентам IV курса Казанской Духовной академии, Рачинский пишет: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».” http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=10805
Священник Александр Рождественский говорил, что «спасти несчастных пьяниц можно ТОЛЬКО добрым примером, ПОЛНЫМ ВОЗДЕРЖАНИЕМ ОТ ВИНА…» То есть они, точно также как и Форель, и как многие многие другие, известные и достойнейшие люди, принёсшие добрые плоды народной трезвости, пришли к единому убеждению, что эффективно помогать страждущим от винопития может только абсолютный трезвенник! Может такое их единство в этом вопросе быть совпадением? Могли ли все эти великие практики ошибаться?
Посмотрите на любого из тех современных священников, которые эффективно помогают людям исцеляться от пьянства. Насколько мне известно, они все трезвенники. И похоже, что это жёсткая закономерность. Например, протоиерей Георгий Балакин:
"...Сегодня спиртное нам всем смертельно противопоказано. Если мой организм еще может расщеплять «Це-два-Аш-пять-О-Аш», то где гарантия, что организм моего сынишки или внука будет справляться с этой задачей?
Обидно и больно, когда люди православные, иногда - священники начинают убедительно вещать, что пить можно и нужно, только в меру, умеючи, культурно...
На самом деле культура и пьянство - понятия несовместимые, и нам, людям церковным, нужно хранить трезвомыслие. И не пьянство реабилитировать, а содействовать реальному отрезвлению смертельно больного народа. Начиная с себя."
Другой наш современник - настоятель храма в поселке Юкки, под Санкт-Петербургом, протоиерей Григорий Григорьев, через которого получили исцеление и пришли ко Христу многие тысячи алкоголиков и наркоманов. Можно ли предположить, что он позволяет себе немножко выпить по праздникам? Конечно, нет. Разве стал бы Господь помогать ему спасать такое огромное количество людей от пьянства, наркомании и других зависимостей, не будь он сам трезвенником?
Очевидно, НИКТО из любителей выпить на праздник вина "в меру" не приносит добрых плодов в деле отрезвления народа. Они НИКОГДА НИКОГО не спасают от пьянства, но наоборот, неумышленно соблазняют ближнего. Поэтому, помня о том, что говорил Иисус, я считаю их позицию одобрения выпивки "в меру" лжепророческой. Вероятно, они, как и я когда-то, заблудились. И, не отдавая себе отчета в происходящем, они увлекают за собой других, широкими вратами, как показано в этом коротком, 1-минутном видеоклипе:
http://www.youtube.com/watch?v=TttP7EKxV8k
А как же другие наркотики? Ответ прост. Согласно широким современным исследованиям, проведенным американскими учеными,стартовым наркотиком, с которого когда-то начинали почти все героиновые и кокаиновые наркоманы, является не марихуана, а все тот же алкоголь. То есть, не начав употреблять алкоголь, никто, как правило, не начинает употреблять другие сильнодействующие наркотики. Поэтому, чем больше будет трезвенников, тем меньше будет наркоманов. Впрочем, раньше к такому же выводу уже приходили и другие известные ученые. Например, замечательный христианин, наш знаменитый доктор, академик Федор Григорьевич Углов, посвятивший много времени и сил исследованию алкогольной проблемы. Он тоже пришел к твердому убеждению, что именно алкоголь является стартовым наркотиком, для большинства будущих наркоманов тяжелых стадий.
Думается, что зло, неизбежно приносимое умеренным, или "культурным" употреблением алкоголя на праздниках, конечно, понимали и большинство православных святых, потому и подавали они нам пример трезвости. Еще в те времена, когда россиянам совершенно не угрожало вымирание из-за употребления спиртного, и когда около половины взрослых людей в России были трезвенниками, святитель Феофан Затворник говорил о том, что, строго судя, ВИНОПИТИЕ СОВСЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗГНАНО ИЗ СРЕДЫ ХРИСТИАН.
Как же можно не прислушаться к этим его мудрым словам сейчас, когда наш народ спивается и гибнет? Почему же нам, последовав пожеланиям нашего православного святого, не изгнать совсем винопитие из нашей среды и не подать пример трезвости ближним, который им так необходим? Что мешает? Мне кажется мешает иллюзия о том, что "Выпить в меру - не грешно". Но разве соблазнять ближнего не грешно? И разве не грешно одурманивать себя ядовитым наркотиком - современным алкоголем? Какая тут может быть мера? Надо помогать людям избавляться от таких лукавых иллюзий.
Конечно, легче всего отмахнуться от всего этого, сказав: "От меня ничего не зависит. Лично у меня нет сильно пьющих родственников, а весь мир я, все равно, не могу изменить". Но разве это христианский подход? К тому же это будет неправда. Эта ситуация ЗАВИСИТ от каждого из нас и от того, насколько мы готовы посмотреть правде в глаза. Мы можем измениться сами, и, таким образом, изменить ту часть мира с которой соприкасаемся и частью которой являемся. Мы все, так или иначе, влияем друг на друга. Перед нами выбор. Либо мы любим мир сей и, выпивая "в меру", несем соблазн ближнему, либо мы любим ближнего и подаем ему трезвый пример. Ведь ближний - это не только наш родственник.
Что подтолкнуло автора приведенных ниже строк из песни написать их? Фантазии, оторванные от жизни? Или, все-таки окружающая нас горькая реальность?
"Зашел в бесконечный лес,
Гляжу вверх, но я не вижу небес.
Скажи в церкви, что во всех дверях стоит бес -
Демон алкоголь"
Борис Гребенщиков
Мы можем изменить эту реальность. Достаточно захотеть. Если у вас еще нет зависимости от алкоголя, то освободить свою жизнь от спиртного ради ближних, исходя из христианских соображений, Вам будет не так уж трудно, а скорее наоборот, приятно и радостно. Вы ничего не потеряете, но приобретете много. Ваш пример трезвости, если не сразу, то со временем, кому-то ОБЯЗАТЕЛЬНО поможет, в том числе и людям, которых вы сейчас еще не знаете. О том, что это не просто теория, а верный способ помочь ближнему, я убедился на практике. Через некоторое время, после того, как я прекратил прикасаться к алконаркотику, несколько моих друзей и родственников тоже сделали это. Некоторые из них давно уже были алкоголиками на тяжелых стадиях. Кроме того, я дал объявления в интернете, и ко мне стали обращаться за помощью люди из других городов, желающие избавиться от своих алкогольных проблем. Некоторые из них, после нашего регулярного общения, прекратили употреблять спиртное. Конечно, это не моя заслуга. Я обычный человек, и сам по себе, без Божьей помощи, не смог бы ничего для них сделать хорошего. Им всем, как и мне помог Господь. Но Он позволил и мне немного поучаствовать в этом деле, ТОЛЬКО тогда, когда я сам стал трезвенником.
Теперь предлагаю вспомнить свои ответы на вопросы, заданные в первой части:
1 - Если вы считаете, что христианам не следует употреблять, ни экстази, ни марихуану, ни другие, более сильнодействующие наркотики, даже в небольших дозах, то почему?
2 - Что вы думаете о тех любителях аккуратного употребления наркотика, которые вот уже в течение нескольких лет периодически и с удовольствием употребляют, скажем, кокаин, или марихуану, но не очень часто, и им удается избегать передозировки? Они уже имеют наркотическую зависимость, пусть даже какой-то самой начальной, скрытой стадии, или они абсолютно здоровые люди?
3 - А если бы ваши друзья принесли их к вам на праздник, и стали употреблять их в присутствии детей, как бы вы отреагировали? Помните свои ответы?
Теперь те же вопросы, но более конкретно, о наркотике-алкоголе. Например... Как вы отреагируете, если ваши друзья захотят поставить на новогодний стол гораздо более сильнодействующий, чем марихуана, наркотик, в виде бутылки шампанского? Ведь алкоголь убивает больше людей, чем все остальные наркотики вместе взятые! Может, стоит собраться с духом и применить ваши ответы к реальной ситуации? Или не стоит обижать друзей? Вдруг не поймут?
А как насчет аккуратного употребления алкоголя? Что вы отвечали насчет других наркотиков? Какая-то стадия зависимости есть? Если есть, то в случае с алкоголем, она называется АЛКОГОЛИЗМ.
Как насчет вопроса под номером 1?
Считаю, что мы не должны молчать, когда видим, как, по своему неведению, одни люди ведут других к погибели, говоря, что выпить в меру не повредит. Они просто не понимают, что говорят. Следует подсказать им, что сейчас так говорить НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, потому что подобные заявления являются именно тем соблазном, который губит наш народ. В современном мире алкоголь - это наркотик, убивающий ближнего.
Хочу также обратиться к священникам. Дорогие батюшки... Вы же знаете, у нас ОЧЕНЬ много проблемных, в отношении алкоголя, людей! Они пытаются вырваться из алкорабства, но некоторые из них рассказывали мне об ужасных последствиях обращения за помощью к хорошим и добрым батюшкам, совершенно не понимающим этой проблемы. Мало того, что эти батюшки не могут помочь, некоторые из них наоборот неумышленно сбивают с толку этих своих несчастных прихожан, говоря, что немножко выпить можно, главное, мол, не упиваться. И после этого с людьми, которые уже были на пути к трезвости, беда случается. Как бы хотелось чтобы батюшки не произносили таких опрометчивых речей! Нередко такое произносят прекрасные, одаренные во многих отношениях священники, но, к сожалению, они не видят, что подобные слова - это во-первых неправда, во-вторых слова эти являются страшным соблазном для огромного количества людей. И сколько семей из-за этого страдает! Люди гибнут! Нельзя закуривать "в меру" на бензоколонке. Ведь, даже если бы они советовали людям пить запоями, не было бы от этого столько вреда, как от совета выпивать в меру! После такой «помощи» священника, некоторым пьющим, еще не полностью воцерковленным людям, хочется бежать куда угодно, где они могут получить поддержку и добрый пример трезвости, например, к евангельским христианам, к баптистам, но уже не в православный храм. И нередко такое происходит!
Хорошо, что, все-таки, были и есть также и православные священники, которые понимают ситуацию. Они объясняют прихожанам, что, в отличие от доброго вина первых христиан - виноградного сока, современные спиртные напитки являются наркотиком, который никак не может быть рассмотрен, как дар Божий. Эти священники объясняют прихожанам, что трезвость богоугодна, и является фундаментом духовности, и что отсутствие трезвости – препятствие духовному росту. Отвечая на вопрос, можно ли немножко выпить, они прямо говорят людям, что ДАЖЕ НЕБОЛЬШОЕ опьянение - это состояние греховное. Так зачем же нам ввергать себя в грех? И, кроме того, зачем нам соблазнять ближнего? Именно через священников - трезвенников исцеляет Господь народ от пьянства.
Священномученник Владимир (Богоявленский), который очень глубоко изучил и проанализировал алкогольную проблему и путь выхода из нее, призывал нас, христиан:
«Ради Господа, пролившего за нас кровь Свою, должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву, которая может помочь им. Но самая лучшая из этих жертв – это пойти впереди их с добрым примером и совсем отказаться от употребления спиртних напитков»
Не стоит ли православным христианам поучиться у евангельских христиан-пятидесятников полностью утерянной нами культуре - культуре трезвости, в которой они преуспели? Той самой культуре трезвости, которая была и у первых христиан и, даже, в некоторой степени, в дореволюционной России, когда, если верить статистическим данным, подавляющее большинство женщин никогда не прикасались к спиртным напиткам и около половины взрослых россиян были трезвенниками. Не удивительно, что значительная часть населения одобряла сухой закон, который был принят к 1914 году. Эту культуру трезвости отняла у нас безбожная власть в двадцатом веке, обмном навязав нам против нашей воли лживую по своей сути "культуру" пития наркотика-алкоголя, от которой мы теперь вымираем. Нас умышленно обманули, сказав нам, что умеренные дозы алкоголя могут быть полезны для здоровья. Это был не наш собственный выбор. Так может нам следует его пересмотреть?
Считаю, что глубинная причина гибели миллионов наших ближних лежит не в пьянстве и алкоголизме, которые являются всего лишь следствием. Мы погибаем от лжи, которой заражено общество. Ложь об алкоголе стала порочной традицией.
С моей точки зрения, мы не перестанем вымирать, пока будем мириться с лукавой ложью и называть наркотик, от которого гибнет ближний, праздничным напитком.
Мы, вряд ли сможем помочь многим тонущим в вине людям, если будем молчать, когда слышим, как кто-то, по неведению, заражает ложью окружающих, говоря, что выпить в меру не грешно. Сказано, что истина сделает нас свободными. Значит, нельзя мириться с ложью. Полагаю, что нам не нужно стесняться задавать вопрос самим себе и окружающим нас культуропитейщикам, понимаем ли мы, что принимая наркотик, не только наносим вред себе, отдаляем себя от Бога, но и соблазняем ближнего.
Нарушить традицию и отказаться от привычного глотка, (рюмки, бокала) спиртного на праздник для кого-то может оказаться не легко. Не легко, потому что мы разучились радоваться празднику без наркотика-алкоголя. В таком случае, предлагаю для начала хотя бы избавиться от болезнетворной иллюзии о том, что употреблять этот наркотик «в меру» не грешно. Не может быть меры у ядовитого наркотика. Опьянение - греховное состояние. Оно удаляет нас от Бога. Как это может быть не грешно, если, употребляя наркотик-алкоголь в малых дозах, мы не только наносим себе вред, но и соблазняем ближнего? Если мы наконец признаем, что это грешно, это может стать началом выздоровления общества. Если не признаем, то эта ложь, продолжит убивать наших ближних.
Кто-то может сказать, что, мол, призывы к абсолютной трезвости – это заблуждение распространенное среди баптистов. Я считаю, что такие рассуждения, могут быть, пусть даже не всегда осознанным, пусть на уровне подсознания, но все-таки лукавством, попыткой защитить свои плотские пристрастия. Пророки и святые были трезвенниками. Множество выдающихся православных христиан и большинство православных святых были трезвенниками, разве можно это отрицать?
Трезвость всегда была Богоугодна! Когда ангел предсказал Захарии, что у них с Елизаветой родится сын, который будет велик пред Богом, как о величайшей добродетели будущего пророка, ангел упомянул о том, что он не будет пить спиртного. Впоследствии, этого абсолютного трезвенника Иисус назвал самым великим, из рожденных женами. Сергий Радонежский, Серафим Саровский… и многие, многие другие великие святые подавали нам пример трезвости. Трезвость это добродетель. Думаю, Евангельские Христиане, баптисты, превзошли нас в этой добродетели, и как хорошо было бы нам признать это и, по совету митрополита Сурожского Антония, взять с них пример!
Наши святые, например святитель Тихон Задонский, святитель Феофан Затворник, священномученик Владимир (Богоявленский), призывали ВСЕХ НАС христиан к абсолютной трезвости.
Если кто-либо все-таки решится последовать их призывам, и сумеет совсем освободиться от употребления наркотического яда - алкоголя, такой человек точно поможет ближним своим трезвым примером. Это и есть тот надежный способ, о котором я хотел рассказать вам.
Сам я - бывший "культурный" алкоголик, когда-то любивший выпить иногда "в меру". Однако, по прошествии лет, постепенно и незаметно, мера эта, как и частота употребления, непомерно возросла.
Прошу простить, если кого-то нечаянно обидел. Я всего лишь попытался выразить свое личное мнение. Ничего не хочу доказать, просто ищу пути помочь людям. В этой моей статье, наверное, есть косяки, поэтому рад буду любым критическим замечаниям. Люблю общаться с людьми. Если есть возражения, давайте обсудим, если есть вопросы, постараюсь ответить. Меня зовут Юрий. Буду рад пообщаться по скайпу с теми, кому это будет интересно. Мой скайп: yuricgor
P. S. Прямо сейчас, пока Вы читали эту статью, в одной только России, вероятно, погибло несколько человек, поверивших когда-то хитрой дьявольской лжи о том, что наркотический яд, алкоголь - это, якобы, безобидный праздничный напиток, который, будто-бы, можно употреблять культурно и умеренно. Множество людей, в этот самый момент, находятся на пороге страшной смерти, оставляя после себя обломки семей и своих измученных близких. Они гибнут потому, что когда-то, по детской наивности, они проглотили соблазнительную наживку из коварной лжи о том что: "немножко не повредит, главное меру знать" и "пей но не упивайся" а так же "выпить в меру не грешно". Все эти лживые фразы - надежное оружие в арсенале лукавого...
_____________
ЛЮБЛЮ ОБЩАТЬСЯ ЧЕРЕЗ МИКРОФОН. Мой skype: yuricgor